20/06/2019
Колывань

Колывань (Новосибирская область)

Колывань - посёлок городского типа, бывший город, административный центр Колыванского района Новосибирской области.

Колывань ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году для обороны южных границ Российского государства в Западной Сибири от набегов киргизов недалеко от нынешней Колывани на берегу реки Чаус в 6 верстах от её впадения в Обь.

Строительство острога началось 29 июня 1713 года и было закончено 4 сентября того же года. В остроге размещались изба приказчика, ссудная изба, амбары. Первоначальное население острога составляли служилые люди отряда Дмитрия Лаврентьева, вскоре рядом с острогом появилась слобода, население которой росло за счёт крестьян, пришедших с реки Ишим.

В 1719 году на территории острога была построена Ильинская деревянная церковь. В 1721 году в слободе, не считая гарнизона и 30 казаков, проживало, по данным Д. Г. Мессершмидта, около 150 человек. В 1737 году в остроге уже насчитывалось 120 беломестных казаков; в 1741 году слобода состояла из 18 дворцов, а во всей Чаусской волости насчитывалось их уже 874. В 1747 году в самом Чаусском остроге проживало 311 разночинцев и 45 крестьян.

Острог за всё время своего существования никогда не подвергался нападениям врагов, к тому же граница Российского государства вскоре значительно сместилась к югу, поэтому укрепления Чаусского острога не реконструировались. В связи с этим поселение утратило военные функции, но население в нём продолжало расти. Новый импульс развитию хозяйственной жизни поселения дал Сибирский тракт, который в конце XVIII века прошёл через острог. В поселении стала развиваться собственная торговля. Население, помимо традиционных сельскохозяйственных занятий, стало заниматься извозом, появились ремёсла, связанные с изготовлением предметов, необходимых для транспортных нужд.

Официальной датой рождения Колывани (под которой понимается получение поселением этого имени) считается 1797 год, в некоторых источниках называется 1796 год. Тем не менее оба варианта сомнительны (они восходят к «Сибирской советской энциклопедии» 1931 года) и объясняются тем, что Колываней на территории Сибири было несколько и порой сложно определить, какая из них упоминается в старинном документе.

Очередная реформа 1833 года добавила ещё одну функцию Колывани, которая была характерна для сибирских поселений того времени: город стал местом постоянной ссылки, а также должен был обслуживать отрезок пути следования по Сибирскому тракту ссыльных и каторжан в другие районы. В связи с этим в городе появились тюремный острог и солдатская кордегардия.

В 1834 году «высочайше утверждён» план нового города, по которому город должен был быть перенесён на новое место, на 8 километров к югу. План отводил территорию под новый город в 3,5 раза больше, чем площадь всей старой Колывани. Строительство, начатое в 1840 году, велось исключительно из дерева, что объяснялось близостью массивов строевого леса. С 1844 года стало осуществляться постепенное переселение города. На месте бывшего города осталось село Чаус, сохранившее статус волостного центра. К 1858 году из села Чаус в Колывань были полностью перемещены присутственные места. К 1859 году население Чауса сократилось в 2,5 раза по сравнению с 1830 годом, укрепления Чаусского острога постепенно обветшали.

В самой Колывани в 1859 году насчитывалось 258 домов и 2760 жителей. Колывань недолго сохраняла статус уездного центра. В связи с очередными административными изменениями, которые повлекли за собой новое распределение округов в Томской губернии в конце 1856 года, понизился административный статус Колывани. С упразднением Колыванского округа и ликвидацией Колыванского уезда в 1859 году Колывань снова стала заштатным городом, который административно относилися к 1-му участку Томского округа.

В 1860-е годы в Колывани строится соборная церковь Святой Живоначальной Троицы, которая стала первым каменным зданием города. Она была освящена в 1867 году.

Несмотря на понижение статуса, население Колывани продолжало расти и к 1881 году насчитывало 12091 человек, в том числе 5798 мужчин и 6293 женщины. Расцвет города пришелся на конец 1880-х - середину 1890-х годов. Если до 1880-х годов Колывань была небольшим придорожным городом, основой благополучия которого был тракт, то в эти годы она превратилась в город, развивающийся за счёт собственных ресурсов. В Колывани постоянно увеличивалось число ремесленников, появились небольшие заводы. В 1890-е годы в городе работало 25 мясников, 10 портных, функционировали 4 кирпичных завода, 8 кожевных, 8 маслобойных, 2 мыловаренных, 3 салотопных завода.

В Колывани активно развивалась торговля, наряду с приезжими купцами всё большую инициативу проявляло местное купечество. Главными предметами торговли в Колывани были сахар, чай, мясо, бакалейные и мануфактурные товары. Купцы первыми стали стоить каменные особняки в Колывани, и благодаря им центральные улицы города постепенно меняли свой облик. Однаково большинство населения строило деревянные рублены дома, которые зачастую были декорированы резными деталями.

В июле 1891 года Колывань посетил царевич Николай Александрович, будущий российский император. Депутаты от Чаусской волости выразили ему верноподданнические чувства и поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с солонкой. Чтобы подчеркнуть гостеприимство горожан, в городе был организован настоящий праздник, отремонтировали дороги, царевича встречали добротные лошади в красивой сбруе и экипажи, устроены взаимные приветствия народа и царевича.

Поступательное развитие города остановилось в самом начале XX века, что связано с сооружением железнодорожного моста через Обь примерно в 50 километрах южнее Колывани. Возле нового моста возник и начал стремительно развиваться Новониколаевск (ныне Новосибирск). Сибирский тракт потерял своё былое значение, а Колывань пришла в упадок.

Согласно легенде, когда в 1890-е годы выбирали маршрут Транссибирской магистрали и место для строительства железнодорожного моста через Обь, колыванские купцы предлагали Гарину-Михайловскому «мешок золота» за то, чтобы трасса прошла через их город. Подготовленный им вариант трассы спрямлял Транссибирскую магистраль примерно на 20 вёрст, но имел ряд существенных недостатков, которые признал и сам автор.

В начале XX века в городе проживало 12 тысяч человек, функционировало 5 школ, 65 промышленных предприятий с 330 рабочими. Бюджет города составлял 16,5 тысяч рублей.

Приостановка в развитии Колывани в конечном итоге отразилась на её статусе. В апреле 1917 года Колывань вошла во вновь образованный Новониколаевский уезд.

Достопримечательности Колывань

  • Покровский Александро-Невский монастырь. Находится в южной части города. На его территории церкви находится братская могила 22 работников и сторонников советской власти, ставших жертвами крестьянского восстания 6 июля 1920 года.
  • Храм Александра Невского

Добавьте комментарий

Необходимо согласие на обработку персональных данных