Иконы Господа Иисуса Христа

Фильтр по характеристикам:


Икона Спасителя — традиционно самая почитаемая в православном мире. Трудно представить себе дом православного человека и тем более церковь, где нет такой иконы. Она дарует силу и утешение верующему человеку, живущему в нашем трудном мире.

Господь Иисус Христос – Сын Бога, который пришел в наш мир во плоти и взял на Себя наши грехи. Пожертвовав Собой сделал возможным наше спасение. Иисус – сокращенная греческая форма древнеарамейского имени Иешуа, которое означает “Яхве есть спасение”. Христос – переводится с древнеарамейского как мессия или помазанник.

В Евангелии Иисус Христос именуется – Мессией, Сыном Божием, Агнцем, Сыном Человеческим, Господом, Спасителем, Сыном Давидовым, а также Отроком Божием.

Образ иконы Спасителя выражает идею Богочеловеческого господства Христа над творением. Титул Вседержитель, поставленный рядом с именем Иисуса Христа, прежде всего подчеркивает Его Божественную природу.

Аз есть Альфа и Омега, начало и конец, - говорит Господь, - который есть и был и грядет Вседержитель. (откр.1:8)

Человечество Христа нисколько не умаляет власти его Божества как Вседержителя, но, таинственно соединяясь с Ним в Его Лице, само возвышается и получает власть. В этом видится указание на особое достоинство человеческой природы в творении. Господь предстает как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель Истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские.

Икона Господь Вседержитель

Среди множества изображений Господа Иисуса Христа в быту наиболее востребовано Его поясное изображение «Господь Вседержитель» с благословляющей правой рукой и раскрытым Евангелием в левой. Образ является основным в православной иконографии, также приличествует каждому дому, кабинету или офису. Может послужить универсальным подарком на новоселье, рождение или юбилей, открытие (освящение) нового помещения, любой двунадесятый господский праздник: Рождество, Крещение, Преображение, Воздвижение, Вознесение, Вход Господень во Иерусалим. Уместно это образ дарить и на Пасху, так как именно Христос – первый воскресший из людей и Победитель смерти.

Этот образ также уместен в качестве родовой святыни для благословения сыновей из поколения в поколение. Подумайте о своих детях, внуках – что будет связывать вас на земле через многие годы? Вы можете положить начало семейной традиции, создать семейную реликвию, которая невидимой нитью свяжет поколения. И смотря на икону Спасителя, которой на протяжении многих лет благословлялись на брак все мужчины в роду, ваши потомки будут поминать своих родственников в молитве перед этими иконами, даже если никто не рассказывал им про них.

Икона Ангел Великого Совета

Спас Благое Молчание - Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, - в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника - до Своего прихода к людям, до воплощения.

Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

Спас Благое Молчание - редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Икона Спас Нерукотворный

"Спас Нерукотворный" - изображение Нерукотворного Образа Спасителя, запечатленного чудесным образом на куске ткани (плате, полотенце), который в Византии называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным».Первые упоминания о существовании Образа относится к концу VI века. В середине X века создается «Повесть о Нерукотворном Образе», в которой излагается два

предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней, узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Своему посланнику Анании, который умел рисовать, Авгарь поручил также сделать портрет Христа. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал не видевшему Его, но уверовавшему Авгарю исцеление и жизнь вечную, а его городу Эдессе - защиту и неприступность. Кроме того, Христос, «умыв водой лицо, а затем вытерев с него влагу поданным Ему полотенцем,
соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем Свои черты». Письмо и плат с Нерукотворным Образом были даны Анании для Авгаря, чтобы тот получил избавление от страданий и болезни.

Другое предание о возникновении Мандилиона напоминает о страстях Господних. Нерукотворный Образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду. «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 41-44). Тогда, по преданию взяв у одного из учеников кусок ткани, Он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ. После Вознесения Христа апостол Фома передал Нерукотворный Образ апостолу Фаддею, которого он послал к Авгарю во исполнение обещания Христа. При виде апостола,
принесшего Мандилион, Авгарь мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил «отпечаток образа на льне» и поразился его чудотворной силе, а апостол Фаддей рассказал ему об «изображении без красок от пота». Апостол Фаддей, совершив множество чудес и исцелив всех больных в Эдессе, крестил Авгаря и его семью. Новокрещеный властитель Эдессы прославил Нерукотворный Образ. Он прикрепил его к доске, украсил золотом, написав на образе слова: «Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет», и установил перед главными воротами города на том месте, где ранее находилась статуя
почитаемого греческого божества. И каждый должен был поклониться «чудотворному образу Христа» как новому небесному покровителю града. Однако внук Авгаря отступил от христианства и решил уничтожить Нерукотворный Образ над воротами города. Узнав об этом, епископ Эдессы закрыл «полукруглую нишу» с Мандилионом черепицей, предварительно поставив перед Нерукотворным Образом светильник. О спрятанном Образе забыли. Мандилион был вновь обретен во время осады Эдессы персами в 544 году, когда епископу Евлалию явилась ночью «некая прекрасная вооруженная жена», которая открыла ему местонахождение Нерукотворного Образа. Евлалий нашел Мандилион неповрежденным, а находившийся рядом с ним светильник непогасшим. Епископ, подняв Образ над головой, обошел

по стене город: неожиданный порыв ветра раздул пламя и направил его на персов. Город, таким образом, был спасен.

16 августа 944 года Образ Спаса Нерукотворного был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь во дворцовый храм Богоматери Фаросской, где хранились важнейшие реликвии страстей – Крестное Древо, Терновый Венец, Гвозди от креста Распятия, Багряница Христа. На этот день устанавливается ежегодное празднование, посвященное этому событию. С этого момента Нерукотворный Образ становится одной из главных святынь Византийского мира.

После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году судьба Образа становится неизвестной.

О существовании списков с Нерукотворного Образа известно из литературных источников с VII века. Самый ранний из сохранившихся – створка складня из монастыря Святой Екатерины на Синае середины X века. В XII веке изображение Спаса Нерукотворного приобретает самостоятельное значение. Широкое распространение оно получает в росписях храмов.

Икона Спас в силах

На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя икона с Образом Спаса Нерукотворного второй половины XII века из Третьяковской Галереи.

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.